Судебная экспертиза и право

Судебная экспертиза может быть назначена (или назначается в обязательном порядке) в случаях, когда на какой-либо стадии конфликтной ситуации возникает необходимость в специальных познаниях в отрасли науки, техники, искусстве или ремесле. С знаниями в области строительства в силу жизненной необходимости (самостоятельное строительство дач, садовых домиков, проведения ремонтных работ, в квартире и так далее) и наличия большого количества популярной литературы, знакомо большое количество людей. Однако владение такими поверхностными знаниями лишь создает иллюзию возможности решения экспертных заданий. Поэтому в судебной инженерно-технической экспертизе критерием отнесения знаний к категории специальных является не только принадлежность их к сфере строительства, но и определенный уровень, что позволяет ответить на поставленные перед экспертом вопросы.

После ввода в действие нового Земельного Кодекса Украины увеличилось количество обращений в суды, и соответственно в органы судебной строительно-технической экспертизы по вопросам  определения порядка пользования земельными участками, раздела земельного участка (в том случае, если земля приватизирована), выдела доли из  находящегося в совместном пользовании  земельного участка.

Так как приобретение права частной собственности на землю, сегодня стало реальностью, то и определение собственника земли в строительно-технической экспертизе занимает особое положение.

Согласно ст. 14 Кoнституции Украины, «правo сoбственности на землю гарантируется. Это правo приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством  исключительнo в соoтветствии с законoм». Наряду с этими особеннoстями развитие рынка недвижимoсти Украины   обусловило рост количества судебных разбирательств  по вопросам прав собственности вообще. «Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности нерушимо». (ст. 41 Конституции Украины).

Согласно ст. 158 ЗК суды рассматривают дела по спорам о границах земельных участков, находящихся в собственности или пользовании граждан-заявителей, которые не соглашаются с решением органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Такие споры, рассматриваются местными судами не взирая на то, рассматривались ли они предварительно органами местного самоуправления или исполнительной   власти   по  вопросам  земельных  ресурсов  или   нет. Решение подобных органов по вопросам такого спора не может являться основанием для отказа в принятии заявления или рассмотрения в судебном деле.